Первые два уровня лежат относительно на поверхности и всем интуитивно понятны, все-таки хочется больше рассказать про инструменты маркетинга, которые встречаются реже.
Третий уровень коммуникации — это какие-то мероприятия и тематические акции.
То, что мы решили быть космической кофейней, дает идеи для выстраивания игровой коммуникации с гостями. Например, в День Космонавтики 12 апреля мы говорим гостям — а давайте вы добавите в свой гардероб что-то, связанное с космосом (футболка с Гагариным, значок с космонавтом, кроссовки из коллаборации Nike х NASA, что угодно), а мы вам за это подарим флэт уайт — за то, что мы вместе создаем сегодня такую атмосферу и лишний повод поговорить о космосе.
Несколько раз в год подобные штуки проводим — сообщаем через инстаграм.
Во время таких акций очень хорошо работает сарафанное радио, приходит много новых гостей, рождается много живого контента для соц сетей. Случаются потрясающие истории с гостями, которые узнали об акции, уже придя в кофейню с друзьями, и у них случайно оказываются атрибуты с космосом — например, татуировки или, опять же, кроссовки Nike х NASA — и мы им дарим бесплатный флэт и это всегда такой взрыв эмоций! Говорим им “добро пожаловать в космическую семью”.
Четвертый уровень — коллаборации.
Например, мы с начала февраля делаем совместный проект с Космическим центром института СколТех. Это технический университет нового поколения, созданный по модели MIT (прим. — Массачутеский Технологический Университет, один из лучших университетов мира), с современным образовательным процессом на английском языке, оборудованными лабораториями для исследований и невероятным кампусом — загуглите! Мы совместно с администрацией Космического центра придумали способ поощрения студентов: после каждой сессии нам передаются списки отличников, которых мы бесплатно угощаем кофе.
Плюс одна причина учиться хорошо и зайти в COSMIC LATTE, познакомиться с проектом.
Такие акции это больше про имиджевую составляющую, про репутацию и еще одну историю, которую можно рассказать. Ну а какой маркетинг без сторителлинга?
Мы очень хотим придумывать классные проекты с Московским планетарием, Музеем космонавтики, павильоном «Космос» на ВДНХ. Если вы или ваши друзья оттуда, знайте — мы готовы дружить!
С чего начать, когда вы открываетесь?
Здесь не может быть универсального рецепта, но помимо проработки концепции перед стартом, фокус должен быть на двух вещах.
Во-первых, нужно быть гибким и постоянно тестировать новые гипотезы. То, что сработало в одной кофейне, может не сработать у вас, нужно это очень быстро понимать и двигаться к следующей гипотезе. Инструменты маркетинга — это связка ключей, а вы — мастер ключей из фильма “Матрица”: нужно очень быстро перебрать все ключи, чтобы найти тот, что подходит.
Во-вторых, в бюджет открытия обязательно должна быть заложена сумма на маркетинг. Нужно дать повод как можно большему количеству гостей зайти внутрь и познакомиться с вашим проектом, показать, почему нужно вернуться.
У кого-то к моменту открытия уже есть доступ к большой аудитории, особенно если основатель из кофейной / гастрономической тусовки. Кто-то отлично угадал с локацией и поймал естественный приток гостей. Остальным нужно быть изобретательными — сейчас трудно удивить и завлечь просто скидкой на напитки. Вас должны заметить, и как можно быстрей. И помните — чем дольше будете с этим тянуть, тем больше средств сгорит на аренде и списаниях.
Мы пробовали разные вещи: делали яркие вечеринки открытия, знакомились со всеми соседями, писали во все паблики, устраивали бесплатные дегустации, запускали таргетинг, тестировали акцию “заплати за кофе сколько хочешь” в первые дни работы. Кстати, последнее неплохо работает, сразу создает доверие и ощущение, что проект пытается построить длинные отношения с гостем. Иногда были удивительные вещи — есть гости, которые ничего не платят, а есть гости, которые спрашивают “сколько стоит этот флэт уайт?”, а мы отвечаем “180 руб” — а гость оставляет 300 руб, потому что «кто-то же наверное меньше заплатил, а мне очень понравился напиток, я буду возвращаться, в этом же доме живу».
Банальные воздушные шарики, музыка, семплинги, флаеры. Нужно пробовать все — в первые дни ваша задача, чтобы как можно больше людей зашли к вам.