2. Что о бизнесе в сфере кофе говорят реальные игроки?
Игорь Емельянов, основатель обжарочного производства ZAVOD.
«Мы все знаем, что кофе - это второй товар после нефти. И мы считаем, что заскочив на этот рынок все будет супер, мы будем развиваться и работать в большом, набирающим оборот рынке. Потом мы смотрим классный отчет РБК, видим, что развиваются сетевые кофейни, видим, что в Москве, по сравнению с Питером, кофеен сильно меньше, и значит ещё можно много их открыть. И нужно это делать.
Но что мы видим как обжарщики – что люди, которые к нам приходят, зачастую не умеют считать. В период паники, возникшей на рынке с начала момента спецоперации, наш отдел продаж превратился в службу психологической помощи. И мы начали объяснять людям, что не нужно торопиться скупать кофе в большом количестве, что нужно понимать и считать свою экономику. Сейчас время, когда за своей фин.моделью нужно следить максимально пристально. И это, наверное, основная проблема в индустрии на данный момент.
Возвращаясь к инвестиционной привлекательности, я вижу, что рынок, во время и после кризисных моментов, имеет одно очень сильное преимущество – он восстанавливается довольно быстро. Кофе - это маленькая радость, которую мы готовы себе позволить, даже если наши доходы упали, даже если мы уже живем на подушку безопасности, которую откладывали и т.д. То есть с кофейнями все нормально, они будут расти. Но перед тем, как открыть кофейнию, мы должны грамотно все просчитать. Это задача номер ноль. Сначала надо не кофе выбирать, не оборудование, отбросить всю романтику и первым делом посчитать свою модель. Сходить с ней к инвестору, получить от него по ушам, сказать ему спасибо за эту бесплатную консультацию. И вот только приведя в порядок модель мы можем рассуждать об открытии. То есть, сначала считаем, думаем что можем дать рынку и инвестору, почему эта река потечет в нашу сторону, находим сильную причину для этого и только потом рассуждаем классный это проект или нет».
Илларион Цеханович, генеральный директор ONE PRICE COFFEE
Каждый день мы общаемся с нашими потенциальными партнерами или уже действующими, которые готовы открыть кофейню или две или три. Но суть в том, что это не пассивная инвестиция. Это труд, работа и если все делать правильно, с усердием и по определенным стандартам, то, как правило, результат долго себя ждать не заставляет.
Есть вариант открыть кофейню туго, с посадкой или островок в ТЦ. Каждый из них интересен по своему. В общем инвестиционные вложения составляют порядка 2-3 млн.рублей, а возврат инвестиций в течение 17-20 месяцев.
Три важных составляющих успеха это локация – составляющая порядка 50%, дальше ваша команда – люди, слаженность, отношение к гостю, создание атмосферы гостеприимства, и третье – это просчет – пл, экономика, бизнес-кейс. Мы приходим в этот бизнес, чтобы зарабатывать деньги со всеми сопутствующими – дать гостям хороший сервис, хороший продукт по приемлемой цене. Если вы этот кейс рассматриваете как инвестиционный, то это ежедневный мониторинг выручки и затрат, которые кофейня несет.
В целом по нашему бизнесу ebitda на одну кофейню спустя 6 месяцев составляет порядка 200 тыс. рублей. После открытия и стабильной работы трех кофеен, можно уже рассматривать бизнес как инвестиционный и открывать следующие кофейни.
У нас более 100 партнеров, которые имеют до 7 кофеен и все по разному развиваются , у каждого свой темп развития, но в среднем получается что у каждого партнера порядка двух кофеен. А это значит, что и в кризисные периоды для нашего сегмента фикс прайс - это достаточно хорошие возможности для развития. В первую очередь, потому что освобождаются арендные площади. И мы с партнерами можем занимать те площади, которые в другое время стоили сильно дороже и занимались другими бизнесами.
Есть, конечно же, риски. Они, в целом, очень общие и, скажем так, аналогичные другим сегментам рынка - это падение доходов, которое мы наблюдаем сейчас у наших гостей, это скачки курса доллара и т.д. Мы как управляющая компания столкнулись с необходимостью решать сложности с зерном, картоном, молоком. Много что пришлось пережить, чтобы этот бизнес поддержать, а поддержка партнеров – это основная задача.
Готовность вложить деньги в понятный сетевой бизнес на мой взгляд менее рисковая операция, чем когда вы вынашиваете идею и делаете что-то уникальное, ведете этот бизнес от и до без поддержки. У нас простроена программа поддержки, есть понимание и стандарты, есть понимание по экономике. Это достаточно понятные и структурированные вещи, с которыми мы знакомим наших партнеров. После чего потенциальный инвестор принимает для себя решение».