Вкалывают роботы: может ли автоматизация вытеснить бариста
Stream Coffee узнал, как роботы интегрируются в кофейный бизнес и завоевывают доверие клиентов

Автор: Алена Кривошеева

05.07.2022
Использование цифровых технологий в кофейной индустрии выглядит все заманчивее. Высокоточные машины обжаривают зерно и делают напитки, четко следуя методикам приготовления. Бариста при этом выполняет роль посредника между клиентом и роботом, а порой и вовсе перестает быть участником процесса.
Примеры автоматизации
В кофейнях Нью-Йорка, Детройта, Миннеаполиса, Денвера, Сан-Франциско и Лондона, где интегрирована система Javabot, бариста только принимают заказы клиентов, после чего настраивают обжарку и помол кофейных зерен за секунды до заваривания. Варит кофе Javabot – автоматическая система. Javabot не ограничивает посетителя стандартным меню и готова исполнить любой кофейный каприз.

Система состоит из стеклянных трубок, что позволяет увидеть весь процесс приготовления – от обжарки до подачи кофе в чашке. Заказ выполняется мгновенно.

Автоматизированная система Javabot. Источник

Существуют и такие сервисы, где функция бариста роботизирована полностью. Так, основатель и генеральный директор американской компании Cafe X Генри Ху вдохновился на разработку такой системы после наблюдения за тем, как бариста совершает одни и те же действия в сингапурском аэропорту Чанги в 2015 году. Сейчас в активе у Cafe X два роботизированных кофе-бара в аэропорту Сан-Франциско и еще один – в Музее будущего в Дубае.

Роботизированный кофе-бар Cafe X. Музей будущего в Дубае. Источник

Белорусская компания Rozum Robotics интегрировала робота-манипулятора Pulse в систему автоматизированных мини-кофеен Rozum Café. Это не вендинг, который использует растворимый кофе и молочный порошок. Техника приготовления тут классическая. Робот-бариста формирует ароматную кофейную таблетку, вспенивает теплое молоко и наливает напиток в стаканчик.

В меню Rozum Café – эспрессо, американо, американо с молоком, латте, капучино и флэт-уайт. Еще есть возможность попробовать кофе со льдом. Время ожидания заказа – не больше 2 минут. Сейчас роборуки от Rozum Robotics обслуживают восемь кофеен Rozum Café в Саудовской Аравии.

Кофейная станция Rozum Café. Источник

В России готовить кофейные напитки с математической точностью способен Fibbee – клиентоориентированный бариста. Сейчас он обслуживает девять кофе-точек в Москве. Оформить заказ можно либо через электронную стойку, либо с помощью мобильного приложения. С помощью ползунка можно изменить соотношение ингредиентов: добавить сахар, крафтовый сироп, молоко. Помимо коровьего, Fibbee предлагает растительное молоко – соевое, кокосовое или миндальное.

Кофе-точка Fibbee. Москва, ул. 7-я Кожуховская, д. 9. Источник

Роботы-бариста: за и против
Серьезным аргументом в пользу автоматизации приготовления кофе специалисты считают прозрачность статистики. Определить самые популярные напитки, посчитать доход и количество потраченных расходных материалов при использовании роботов становится делом пары минут.

К тому же роботы облегчают запуск кофейного бизнеса в эпоху сменяющих друг друга кризисов: им не страшны карантины и связанные с этим ограничения, именно поэтому роботизация стала особенно актуальна в период пандемии, когда традиционные кофейни оказались закрыты или вынуждены были менять формат, перестраиваясь под новые требования и запросы, в том числе законодательные.

ELLA – первый полностью автономный робот-бариста в Сингапуре. Запуск проекта произошел в октябре 2020-го. Спустя два года генеральный директор сингапурской компании Crown Digital объявил о планах по массовому производству машины, чтобы установить таких роботов на вокзалах, в больницах, аэропортах и ​​офисах, а также выйти на новые рынки.

Сейчас ELLA подает кофе сотрудникам офисов и пассажирам на сингапурских станциях метро. Особой популярностью пользуется автоматизированная кофейня Bytes Station: торговая точка площадью 36 кв. м состоит из обеденной зоны на 10 человек, робота-бариста, а также вендинг-автомата с сэндвичами и коктейлями. Пассажиры метро могут сделать заказ и произвести оплату на ходу – из мобильного приложения. Как только заказ готов, клиент получает уведомление, после чего с помощью QR-кода забирает заказ из ячейки камеры хранения.

Робот-бариста ELLA. Источник

Самообслуживание как тренд
Еще один аргумент в пользу использования роботов – европейский потребитель стал более самостоятельным. Исследование World Coffee Portal показывает, что в период с 2016 по 2021 год британский рынок самообслуживания в секторе кофе премиум-класса увеличился вдвое. Крупнейший бренд в этом сегменте Costa Express объявил, что летом 2022-го по всей Великобритании будет установлено 1 100 новых автоматов.

«Технологии, используемые в этих ультрасовременных машинах, являются золотым стандартом инноваций», – заявил директор Costa Express в Великобритании и Ирландии Ник Оррин.

Самообслуживание экономит время и деньги покупателя. Кофе-точки на заправке, автомойке, в прачечной или у станции метро стали привычным сервисом, где помощь бариста человеку уже не нужна.

Ирландский дистрибьютор продуктов питания Musgrave Group инвестировал в швейцарские кофемашины Eversys. Кофейными автоматами премиум-класса были оборудованы около 700 кофе-точек Frank & Honest в магазинах Centra и др. Руководство Centra утверждает, что перевод Frank & Honest на систему самообслуживания привел к увеличению продаж на 2,5% – до 1,98 млрд € в 2021 году.

«Мы прекрасно понимаем проблемы роста стоимости жизни и усердно работаем с поставщиками и розничными партнерами, чтобы и впредь предлагать нашим клиентам лучшее соотношение цены и качества», – сказал управляющий директор Centra в Ирландии Ян Аллен.
Роботы vs бариста
Тем не менее остаются и те, кто предпочитает напитки, приготовленные вручную, ценят мастерство, общение, индивидуальный подход, предлагаемые бариста. Возможно, в ближайшие годы эта роль станет более статусной.

«Человеку нужен человек, – считает владелец орловского кафе «Лунго» Влад Султанов. – То, что профессия бариста сильно видоизменится, это факт. Мы больше технической работы будем отдавать на откуп машинам, а сами концентрироваться на социальной стороне вопроса».

Для многих поход в кофейню – приятный ритуал, обязательной частью которого навсегда останется общение с живым человеком. Коллаборации освобождают нас от повторяющейся работы. С роботом появляется больше возможностей для создания особой атмосферы, за которой клиенты идут в кафе. Кроме того, робот-бариста – это инструмент саморекламы, с помощью которого можно работать над популяризацией не только конкретной кофейни, но спешелти-кофе и кофейной культуры в целом.
Выводы
В условиях меняющегося рынка специалисты склонны рассматривать автоматизацию как инструмент, который открывает новые возможности. Выпить кофе за стойкой в компании бариста или перехватить в метро капучино, приготовленный роботом, – дело выбора.

Задача профессионалов индустрии, владельцев кофеен и бариста, – не занять позицию за или против роботов, а предоставить выбор потребителю и таким образом расширить круг своих постоянных клиентов.